Статья 8 ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает, что некоммерческое партнерство – основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных данным Федеральным законом в пункте 2 статьи 2.

Отсюда следует, что всякое мероприятие, организуемое и проводимое некоммерческим партнерством и не удовлетворяющее указанному критерию, то есть не содействующее его членам в осуществлении соответствующей деятельности, будет противоречить законодательству о некоммерческих организациях.

В действующем законодательстве России не предусмотрена возможность исключения учредителей некоммерческой организации любой организационно-правовой формы (кроме автономных некоммерческих организаций с 1-го сентября 2014 г.).

Учредители НКО, после государственной регистрации создания некоммерческой организации, автоматически становятся ее членами или участниками в зависимости от формы организации.

Сведения об учредителях некоммерческой организации в ЕГРЮЛ останутся навсегда, но это не препятствует выводу из организации ее члена или участника, на основаниях предусмотренных уставными документами организации. С момента принятия решения уполномоченным органом организации о выходе ее члена (участника), вышедший член или участник организации теряет все права и обязанности, предусмотренные для членов или участников данной некоммерческой организации ее учредительными документами.

Действующим законодательством не установлено ограничений на реализацию благотворительной деятельности некоммерческими организациями любых форм. Так, п. 1 ст. 4 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» гласит: «Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей». Так же и ст. 5 этого Закона, посвященная участникам благотворительной деятельности, определяет благотворителя через осуществляемые виды деятельности, а не через список организационно-правовых форм.

ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определяет добровольцев как физических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг.

Условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности закреплены в вышеуказанном Законе в ст. 7.1 п. 2 этой статьи гласит: «Условия участия добровольца в благотворительной деятельности юридического лица могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица».

Отсюда можно сделать выводы, во-первых, о том, что доброволец в своем качестве может участвовать лишь в благотворительной деятельности организации, а во-вторых, о том, что договоры с добровольцами могут заключать организации любых организационно-правовых форм, единственным условием является обозначенный выше принцип участия добровольца исключительно в благотворительной деятельности.

Пункт 1.1. статьи 15 ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает, что учредителями, а также участниками и членами некоммерческих организаций могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ или федеральными законами. Список лиц, которые не могут быть учредителями, а также членами и участниками некоммерческих организаций, содержится в п. 1.2 упомянутой статьи. Иностранный гражданин, если он законно находится в Российской Федерации и не обладает признаками, установленными пунктом 1.2 статьи 15 ФЗ «О некоммерческих организациях», может быть учредителем, участником, членом некоммерческой организации.

Структура, компетенция, порядок формирования органов управления некоммерческими организациями устанавливается учредительными документами организации, в соответствии с федеральным законодательством. Закон не устанавливает препятствий для участия иностранных граждан, если они соответствуют требованиям, предъявляемым к учредителям, участникам, членам некоммерческой организации, в работе высшего органа управления НКО.

ФЗ «Об общественных объединениях» фактически воспроизвел вышеприведенное правило, установленное ФЗ «О некоммерческих организациях», добавив отдельно лишь то, что иностранные граждане и лица без гражданства могут также быть избраны почетными членами (участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.

Из этого правила, однако, есть исключения. Так, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает, что религиозным объединением признается добровольное объединение граждан и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации. Таким образом для участия иностранных граждан в религиозном объединении поставлено условие – постоянное и законное проживание на территории РФ.

При создании общественной организации учредители данной организации автоматически становятся ее членами, приобретая соответствующие права и обязанности (ч. 9 ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Статья 6 ФЗ «Об общественных объединениях» раскрывает особенности статуса учредителей, членов и участников общественных объединений. Часть 3 этой статьи гласит: «Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом». Анализ положений данной части во взаимосвязи с другими положениями ст. 6 позволяет сделать вывод о том, что правом избирать и быть избранными в руководящие органы общественного объединения, основанного на членстве, обладают только его члены.

Соответственно, учредитель, исключенный из состава членов общественной организации, теряет тем самым права и обязанности, присущие члену общественной организации, в том числе право избирать и быть избранным в руководящие органы общественной организации. С момента исключения из состава членов организации учредитель лишается оснований для нахождения в составе органа управления общественной организации и его полномочия могут быть прекращены в порядке, установленном учредительными документами общественной организации.

Учредитель общественной организации, исключенный из состава ее членов, вправе занимать в этой организации должности, не требующие членства.

Действующее законодательство не предусматривает процедуры исключения учредителя организации из Единого государственного реестра юридических лиц, Учредителем некоммерческой организации признается лицо, участвующее в ее создании, и факт такого участия остается зафиксированным в ЕГРЮЛ независимо от смерти учредителя – физического лица, или ликвидации учредителя – юридического лица.

Случается, что информация об учредителях некоммерческой организации вносится в ее Устав при создании. В случае если Устав организации содержит информацию о единственном учредителе, который умер, то необходимо внести изменения в Устав в обычном порядке.

Решающим для дальнейшей судьбы организации, единственный учредитель которой умер, является вопрос о том, какую роль играл этот учредитель в формировании высшего органа управления согласно учредительным документам организации.

К примеру, в случае если в Уставе содержится положение о том, что в состав высшего органа управления организацией могут входить только учредители, смерть единственного учредителя делает дальнейшее продолжение деятельности организации фактически невозможной. В этом случае возможно инициировать процедуру ликвидации организации в судебном порядке.

В случае если Устав содержит положение о том, что высший орган управления формируется учредителем и вопрос дальнейшего продления полномочий или переизбрания высшего органа управления без участия учредителя не урегулирован, высшему органу управления следует немедленно, пока не истек срок его полномочий, инициировать процедуру внесения изменений в Устав. В Уставе следует предусмотреть возможность формирования органов управления организацией без участия скончавшегося единственного учредителя.

Для общественных объединений законодательно установлена зависимость вида организации от территориальной сферы ее деятельности (ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях»), и эту территориальную сферу деятельности необходимо указывать в уставе (п. 2 ч. 1 ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Иногда государственные органы, осуществляющие контроль некоммерческих организаций, толкуют положения статьи 14 ФЗ «Об общественных объединениях», касающиеся территориальной сферы деятельности общественного объединения, как запрет деятельности за пределами территории, указанной в уставе.

Несмотря на то, что явного запрета на совершение каких-либо действий за пределами территорий, указанных в уставе, в законе не содержится, следует иметь в виду, что для общественных объединений установлена специальная правоспособность, права и обязанности этих организаций поставлены в зависимость от целей ее деятельности. Требование обязательного указания территориальной сферы деятельности в уставе связывает цели с территорией, на которой их надлежит реализовывать, придает целям конкретно-территориальный характер реализации. Так, например, налоговый орган может квалифицировать расходы, понесенные за пределами установленной территории, как нецелевые.

В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано либо по решению его учредителей (участников; либо органа, управомоченного на то учредительными документами), либо по решению суда. Основания для ликвидации юридического лица по решению суда установлены абзацем вторым пункта 2 статьи 61 ГК РФ.

Такого основания для ликвидации некоммерческой организации по решению суда, как выход всех членов из ее состава, закон прямо не устанавливает, несмотря на то, что отсутствие членов в организации, основанной на членстве, явно противоречит природе таких юридических лиц (так, например, п. 1 ст. 6 ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает, что общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан).

Кроме того, ФЗ «О некоммерческих организациях» содержит требования о ведении отчетности и регулярном предоставлении информации о своей деятельности некоммерческими организациями. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных законодательством может являться основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.

В случае принятия судом решения о ликвидации некоммерческой организации, назначается ликвидационная комиссия (или ликвидатор), устанавливается порядок и сроки ликвидации. Полномочия по дальнейшему управлению всеми делами некоммерческой организации переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору).

После регистрации автономной некоммерческой организации, учредители становятся ее участниками и не сохраняют прав на переданное ими в собственность этой организации имущество. Кроме того, процедуры исключения учредителя из ЕГРЮЛ действующим законодательством не предусмотрено.

Учредители осуществляют надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации и, как правило, формируют коллегиальный высший орган управления АНО.

Такого основания для ликвидации автономной некоммерческой организации, как отказ ее единственного учредителя от надзора за деятельностью организации, закон не предусматривает. Соответственно, отказ от надзора не влечет автоматически ликвидации АНО.

В случае если единственный учредитель отказывается от участия в управлении организацией совсем, последствия такого отказа будут зависеть от того, какой порядок формирования коллегиального высшего органа управления организации установлен ее Уставом.

Если Уставом предусмотрена возможность формирования высшего органа управления АНО без участия учредителя, то автономная некоммерческая организация может продолжать осуществлять свою деятельность без участия учредителя.

В случае же, если высший орган управления автономной некоммерческой организации согласно ее Уставу формируется учредителем, такая организация сможет продолжать свою деятельность до той поры, пока в высшем органе управления работают люди, назначенные учредителем.